Главная страница
Компьютеры,КПК
Сети,Телекоммуникации
Фотогаллерея
Горнолыжные Клубы, Школы. Горнолыжные соревнования спортсменов ветеранов и любителей горнолыжного спорта

С палаткой по Финляндии на машине

Как-то рассказал я своему сыну как интересно ходить в поход с палаткой и с рюкзаком, жить в лесу, готовить на костре, пить воду из чистых ручьев... Но в нашей стране, похоже, такие семейные походы остались в прошлом. Сейчас как-то страшно выбираться куда-нибудь одним. Залез я в интернет и откопал черный список туристических маршрутов по России - мест куда ходить не рекомендуется, вас либо обворуют местные, либо побьют, либо нарветесь на всяческие денежные поборы... Надо искать большую компанию.  Вот мы подумали и решили - у наших соседей - финов, порядку больше и покоя тоже. И запланировали провести свой семейный отпуск в Финляндии - на озерах с палаткой, путешествуя на машине.
Выехали в Среду, 7 Июля, часов в 9 утра. Спешить было некуда - впереди целый отпуск. За пару часов доехали до Выборга, дозаправили бак и 10-илитровую канистру и двинулись в путь к переходу "Брусничное". Как такового, особого плана поездки не было. Было только желание попробовать отправиться в путешествие на колесах с палаткой по Скандинавии всей семьей (с ребенком, которому 4½ годика). Конечно, мы наметили себе, что хотим посетить парк развлечений, аквапарк, прокатиться на пароме в Стокгольм и обратно. Выбрали для этого путешествия Южную часть Финляндии и немного Центральную. Не все из намеченного исполнилось - не попали в аквапарк, так как в Серену не хотелось, а в Турку аквапарк нашли только на выезде, по дороге домой и решили не останавливаться - отложили на следующий раз. Зато парки развлечений посетили аж целых 3! Но обо всем по порядку.
Итак, граница. Видимо, когда я собираюсь в отпуск, то все собираются в отпуск. Не взирая на Среду, в 12 часов дня на границе уже очередь. Но стояли не долго,  в общей сложности, за два часа мы прошли и Российскую, и Финскую. На российской границе бесит заполнение таможенной декларации. Причем, как-то в Светогорске, зимой, заметив у меня сотовый телефон, таможенники поинтересовались - почему это я не внес его в декларацию как высокочастотное приемо-передающее устройство. А заметив на багажнике лыжи - намекнули, что надо и лыжи вносить в декларацию, и ботинки, и палки. Теперь в Брусничном я решил заполнить эту бумагу полностью - указал и телефон, и навигатор, и фотоаппарат, и ноутбук. Интересная особенность - если Вы указываете сколько денег вы везете, то декларацию надо заполнять в 2-х экземплярах, если не указываете, то в одном. Провозить (ввозить) через нашу границу можно бесплатно только 50 килограмм груза на человека. Более - за деньги. А еще надо обязатеьльно на въезде в Россию иметь при себе полис автогражданки и ее копию, которую забирают таможенники. Если копии нет, то вам предложат отксерить полис за 20 рублей !!! Бинес, понимаете-ли...
Въехав в Финляндию мы, первым делом, завернули по Е6 в киоск с копченой рыбой, который нам зимой показала Ольга Харитонова (Клуб Ветеранов Горнолыжного спорта Санкт-Петербурга) и перекусили сендвичами с рыбой, да и самой рыбой - ну очень вкусно. Следующая остановка была запланирована в кемпинге в Лахти, но по пути мы решили не перетруждаться, после российской дороги, и остановились в Куоволе в 3-х звездочном кемпинге сети Top Camping. Место нас сразу порадовало. Тихий кемпинг, удобное место для установки палаток, удобная кухня, душ, туалет, все чистое и свежеприбранное (в 3*-х кемпингах в таких местах проводят уборку не менее 2-х раз в день, о-как!). Классные детские площадки и пляж. Замечу, что рядом находится парк развлечений "тиикимяки" - из кемпинга в него идет дорожка с переходом по мостику через шоссе Е6. Выбрали место, поставили палатку и я пожалел, что не взял с собой электрический удлиннитель, так как от электроточки было всего метров 10 до палатки. Можно было и фотокамеру зарядить и ноутбук. Но у меня с собой в машине есть преобразователь напряжения 12v/220v 300 Wt, так, что про удлинитель я вскоре забыл. Потом пошли гулять по территории, - смотреть как люди в кемпингах живут, да и детские площадки изучать. На территории оказались и горки, и песочницы, и качели, и карусели. Есть площадка для минигольфа (прокат клюшек и мячиков: 4 евро взрослому, 2 евро - детям. Без времени). На пляже оборудованы волейбольные площадки.
Теперь о ценах - рекомендую сразу приобретать Camping Card Scandinavia - за 6 евро. По этой карте можно получать скидки в кемпингах, которые входят с эту сеть, но ценой следует интересоваться заранее. Платить за кемпинг можно сразу, а можно и при выезде. Цены на установку палатки в 3-х-*** кемпингах колеблются от 12 до 18 евро, попадаются и цены в 20 евро, но, исключительно, в местах близких к центру крупных городов и развлекательных центров..  Цена включает в себя пользование всеми услугами (гриль, кухня, душ, туалет,  детские площадки), а в некоторых кемпингах еще и пользование лодками. Карточка Camping Card Scandinavia окупает себя за пару остановок в кемпингах, которые участвуют в этой программе - по ней либо дается скидка на проживание от 1 до 3 евро в день, либо 10% от стоимости стоянки, либо 3й или 4й день бесплатно, а иногда эти скидки комбинируются.
Вечером нас поразили дикие утки, которые днем плавали в озере и прятались в камышах. Они вышли на берег и пошли бродить вдоль палаток выпрашивая остатки еды. Булку брали прямо из рук. А когда я увлекся кормлением одной утки с руки, другая незаметно ко мне подошла и выхватила их рук весь кусок булки, предназначенной для всех. И отбежала с этой булкой, защищая свою добычу от других уток. В Питере утки и чайки шарахаются от людей задолго до их приближения.
На следующее утро просыпаемся, собираемся и двигаем в Хельсинки. Намечено посещение океанариума SeaLife. В Хельсинки запарковали машину на набережной, вдоль дороги. Как оказалось - это дешевле чем парковаться на торговой площади - вдоль дороги 1 час стоит 1.20 евро, а на торговой площади 2 евро. При стоянке в 2-3 часа, разница ощутимая. Прогулялись до Собора, посмотрели на фонтан, на катера, на паромы. Поели блинов, мороженного, попили кофе. Я разыскал карту Хельсинки с отмеченными на ней объектами "для осмотра" и мы переместились к парку развлечений (не помню как называется - что-то похожее на "лунамяки") и пошли сразу в SeaLife.
45 евро  за вход в океанариум: 2-х взрослых и детский браслет на день в "лунамяки" - Может и дороговато, но мне океанариум понравился. Кроме аквариумов с океанскими рыбами, обитателей коралловых рифов, там был огромный бассейн, под которым проходит тоннель и, двигаясь по этому тоннелю вы видите как у вас над головой проплывают акулы, скаты, рыбы... Ну очень впечатляет...
После океанариума мы вышли в парк "Лунамяки", где наш сынуля покатался на детских аттракционах. Прям скажем, - в этот парк можно было и не заходить - интересных аттракционов в нем нет, а для детей меньше 120 см вообще никакого интересного развлекалова.
Итак, после Хельсинки наш путь лежал в Турку - мы обещали нашему чаду "прокатить" его на большом пароме. Паромы Хельсинки-Стокгольм, конечно, большие и красивые. Но Турку-Стокгольм стоят в 1.5 раза дешевле, а на ребенка производят такое же большое впечатление.
В Турку мы добрались только к вечеру - по дороге в паре мест был ремонт и скорость движения падала до 50 км/ч. К слову сказать, по Скандинавии ездить на машине и прочих средствах передвижения - одно удовольствие. Само поведение наших зарубежных соседей на дороге уже вызывает уважение к другим водителям и к этим людям в целом. Практически, все машины, которые передвигаются по дорогам - это хорошие новые быстрые автомобили известнейших производителей. Но я не видел ни одного фина, шведа, немца, нидерландца, которые бы ехали по автостраде быстрее положенных 80,100,120 км/ч. В некоторых случаях колонна идет с превышением скорости на 5-9 км/ч от установленного ограничения. Выполнение правил движения у них очень строгое. Никто никого не обгоняет, не подрезает, не мигает фарами с матом из матюгальников. В общем - красота и отдых на дороге. Ни разу я не видел машины, которая двигалась бы по встречной полосе. Ни разу я не видел машины, которая бы пересекла двойную сплошную или на красный свет тронулась бы на перекрестке. Нашим водителям есть чему учиться у наших соседей. Вдоль большинства дорог проложены дорожки для пешеходов и велосипедистов. По этим же дорожкам передвигаются и роллеры.
Итак, Турку. Мы решили не отправляться на паром в первый же день, а посетить парк Муммитроллей, который находится в окресностях Турку, а именно - в городочке Наантали (Naantali) и поискать аквапарк. Остановиться в кемпинге в Турку - не удалось. Мы приехали как раз в то время, когда у них проходил музыкальный рок-фестиваль. Все кемпинги были забиты, а в единственном. где еще оставались места для палаток, нас предупредили, что с маленьким ребенком будет тяжело, так как в кемпинге полно веселой молодежи с рок-фестиваля, которые будут веселиться все ночи, все выходные... Пришлось брать в руки карту и подбирать место стоянки подальше от Турку. И это было здорово - мы нашли кемпинг, который находится на самом краю Архипелага Åland. Красочное природное место, чем-то напоминающее Карелию, но с более суровыми условиями морского побережья - вода в заливе оказалась соленой.
Палатку поставили с трудом - вокруг одни камни, но зато таких как мы было не много - не так-то легко ставить палатки на скалах. Кемпинг называется "Musalo". Можно прямо от него начинать путешествие по архипелагу - это более 200 км по островам. Местами есть мосты, а там где мост не построен, надо перебираться на пароме. Эти 200 км можно преодолеть и за один день и за неделю - как понравится. На архипелаге, на островах посреди "залива" также есть кемпинги и места отдыха. Там предлагается и замечательная рыбалка, и яхтинг. Одним словом - сказка... В этом месте мы пробыли 3 дня, или 4... То есть, 3 ночевки. В Воскресенье с утра выдвинулись в сторону Турку. Как мы успели заметить, на примере нашей предыдущей попытки остановиться в кемпинге, - лучший способ выбрать и занять хорошее место - это приехать в предполагаемое место с утра, поставить палатку (или занять домик, или оставить караван - кому как) и потом днем отправиться по окресностям, паркам и развлекаловам. Мы так и сделали.
Наантали. Кемпинг ***  сети Top Camping, Классное место недалеко от центра города, не более километра. Но место оказалось тихим, так как дорога, которая проходила недалеко от кемпинга пряталась в тоннель в скале и шума от нее совсем не было. Этот кемпинг тоже располежен на горе (скале), видимо сказывается близость Архипелага. Так как мы приехали рано (еще не было 12 часов) мы были абсолютно свободны в выборе места для стоянки. Чем и воспользовались. Палатку поставили на горе, на полянке, под кроной сосны - ну очень уютно. Рядом с кемпингом оказался стадион. На нем на футбольном поле играли какие-то ребята, а по беговым дорожкам бегали какие-то девченки. Я думал - спортсмены тренируются... Потом пригляделся, ну думаю странно - халявная какая-то тренировка, ни тренера, ни порядка... Так побегали, мяч попинали и ушли. Потом оказалось, что эти ребята такие же туристы как и мы - из кемпинга. А стадион открыт для все желающих - заходи и бегай (по настоящим беговым дорожкам), заходи и играй в футбол - на настоящем газоне.
Нам в Питере такое и не снилось. Конечно у Финов и народу меньше, хотя, я бы сказал, что народу столько же, но расселены они более равномерно. И городочки у них более цивилизованные. Видимо, сказывается отчисление налогов в муниципальный бюджет (а налоги не малые: 22% ндс, +15...17%% муниципальный, судя по чекам в магазинах). Вот оттуда и дороги хорошие, и чистота на улицах, и на стадионе можно поиграть... Ладно - не будем о грустном...
Наантали для остановки мы выбрали не зря - в этом городе находится Муммитроль парк  и остров Васки (Väski). Ну кто читал сказки Туве Янсон "Муммитроль и комета", "Муммитроль и волшебная шляпа", и иже сними, тому будет интерено попасть на остров где живут Муммитролли и их друзья. Для детей - это сказка. С настоящими персонажами. С настоящим окружением. Для детей там устраивают спектакли, представления и игры. Но только на финском и шведском языках. Хотя, нашему чаду тоже было интересно, особенно на музыкальном спектакле в театре МуммиМамы - там, в основном, пели и "история о пропавшем банане" была, более-менее, понятна... Билетики на два дня стоят 24 евро с каждого (и взрослого и ребенка) - на мой взгляд обдиралово, но, вроде получилось по 12 евро в день (однодневный браслет стоит 15 евро). От парковки автомобиля в центре Наантали до района парка вас доставит бесплатный автобус (парковка стоит 4 евро в день). Около остановки автобуса можно сесть на "паровозик", который доставит вас ко входу в парк бесплатно, если у вас есть браслетик в парк, либо за 2 евро. Но можно и пешком туда дойти по набережной, посмотрев на мачты яхт, на сами яхты, на катера и другие кораблики. В первый день мы обследовали половину острова Муммитроллей, а на следующий день сели на кораблик, который доставил нас на остров Васки - на этом острове для детей постарше устроены всяческие полосы препятствий и разлвекалова посерьезней, типа, скалодрома, больших переправ по подвесным штучкам (не знаю как называется - когда между разновысотными опорами натянут трос, а на тросе ролик с закрепленной цепочкой и сидушкой. Садишся на эту сидушки и "летишь" от одной опоры до другой через лес, на приличной высоте) У детей, наверное, дух захватывает, мне тоже понравилось - разочек прокатился. Сюжеты подобраны так, что то-ли пираты кого-то хотели захватить, то ли искатели приключений отправились на поиски сокровищ. Все интересные задачки и площадки построены так, что возможно устроить соревнования "кто-быстрее". Остров интресный. Получается, что в Наантали в распоряжение детей отданы целиком два острова - один остров для детей помладше, другой - для детей постарше. И это здорово. После острова Васки мы оставшийся день провели в парке Муммитроллей, исследуя другую половину острова. На этом острове полиция все-время гоняется за Снуснумриком, ловит его, зажает в тюрьму (в полицейском участке) :-) он оттуда сбегает и все продолжается снова. Снуснумрик - это такой мохнатый зверь, похожий на киви. Он бегает по острову и всех пугает - типа, сзади подкрадывается и лапу на плечо кладет, по доброму так, ухает, аж подпрыгиваешь от неожиданности :-) МуммиМама с МуммиПапой выходят из домика (который тоже можно обследовать) и дети просто счастливы от общения с ними. Также можно встретить и Сниффа и других персонажей сказок о Муммитроллях.
В общем, два дня мы провели в мире Муммитроллей и на острове Васки - мире искателей приключений. Во вторник с утра решили посетить Турку - купить билетик на паром Турку-Стокгольм, прокатиться самим и доставить радость ребенку от сбывшегося желания прокатиться на большом корабле с машинами. Ан-не тут то было - заехали на терминал Силия Лайн - билетов нет аж до субботы - все раскуплено, либо забронировано, а в субботу есть билеты в каюту, но нет места для машины, о-как! Конечно, можно было бы дождаться вечера и за час до отправления парома купить билетики, которые снимаются с брони, но мы решили с ребенком так не рисковать - вдруг билетов не окажется - надо будет в срочном порядке искать место ночевки. Мы ничего такого дожидаться не стали - отправились на терминал Викинг Лайн и там приобрели билеты на вечер пятницы. Цены на паром колеблются в огромных пределах. Если Вы покупаете билет заранее, да еще и не знаете о скидках и рекламных акциях проводимых компаниями Викинг Лайн и Силия Лайн, тогда вы купите билет по полной стоимости - нам это обошлось в 276 евро за 4-х местную каюту класса "Турист-1" (каюты на 5, 6 палубах, над палубами для машин) и место для машины в оба конца (то есть по 138 евро туда и 138 обратно) В принципе, если такую каюту делить на 4-х человек, то цена не кусается... А можно было приобрести и с 50% скидкой, если найти в газете рекламный купон, но об этом мы узнали уже позднее. А можно и просто купить место для машины за 60 евро (или около того), а переночевать в специальной комнате отдыха с собственной пенкой и спальником - так делают многие скандинавские туристы, даже вместе с детьми, но это мы увидели уже на пароме.
Итак, от вторника до пятницы вагон времени, что делать? На этот вопрос я получил ответ смс-кой от друга (Юры Сенюшкина aka Jorge @ski.spb.ru), который посоветовал посетить парк развлечений в Тампере - Сарканиеми (Särkänniemi). От Турку до Тампере 160 км нормальной дороги... Открываем карту и выбираем кемпинг - вокруг Турку мы нашли 3 кемпинга - в городочке Нокия, в самом Турку и в 20 км на берегу какого-то озера... Ну решили поехать подальше, думали, что там будет потише. Кемпинг, который на 20 км севернее Турку действительно оказался тихим, даже слишком... Я там разговорился с соседями, который отдыхали тоже с палаткой - две финских семьи, причем один парень оказался американцем, который женился на финке, а она отказалась жить в США и пришлось ему переезжать в Финляндию. А узнал я об этом поинтересовавшись - откуда его дети так хорошо знают английский, а оказалось, что это их родной язык :-) Парень этот из Чикаго, а сейчас живет и работает в Лахти, который называет "финским Чикаго" :-) В общем - веселые ребята. Путешествовали они на автобусе! с палаткой :-) Одна неприяность нас ожидала в этом кемпинге - о которой и хозяйка и эти ребята предупредили - сырота! 3 дня шел дождь, а почва в этой местности оказалась очень глинистой и даже, невзирая на возвышенность и газон, вода просто стояла и под ногами всё хлюпало.
С трудом нашли более-менее "сухое" место. Колышки легко входили в глистую сырую почву, но искать другое место было лень. Поставили-таки палатку и пошли покатались на лодке, которые давались бесплатно, то есть входили в услуги кемпинга за 12 евро - раз вы решили остановиться в кемпинге и заплатили за стоянку, то можете свободно пользоваться лодками, просто здорово. Покатались столько, пока нас посреди озера не застиг дождь, гнусное ощущение - гребешь по озеру, под дождем и спрятаться от него некуда...
Невзирая на гостепреимство этого кемпинга, решили мы перебраться прямо в Тампере - поближе к парку Сарканиеми. Но там (в Тампере) оказалось тоже шли дожди и на газонах такая же фигня - вода. Подождали пока предыдущие туристы свернули свои палатки и уехали и скоренько выбрали самое сухое место. Заняли его палаткой и поехали в парк.
Сарканиеми - это круто! Это здорово! Дневной браслет стоит для детей 15 евро, для взрослых 27 евро. Продлить браслет на второй день можно за 4 евро детский, за 7 евро взрослый. Просто вход в парк стоит 4 евро. (Причем, мне показалось, что и на третий день тоже можно "продлить" браслетик). Браслеты действуют на все аттракционы. Для детей есть строгие ограничения по росту - до 120 см и выше 120 см.
Но и для малышей, которые до 120 см есть очень дух-захватывающие аттракционы, куда пускают в сопровождении взрослого. Даже мне на них было весело. Это и большие быстрые карусели, и водные аттракионы с большими горками. Нашему сынуле очень понравился "спуск по порогам", где лодочки в форме бревен двигались по воде и по пути разгонялись по большим спускам прямо в воду. Классно - собираешь на себя все брызги, дети визжат от восторга.  Мы в этом парке провели 2  дня. И так получилось, что свой день рождения и нашу годовщину свадьбы мы праздновали в парке развлечений "Сарканиеми" - это просто здорово :-) Временами накрапывал дождь, но настоящим скандинавам это не мешало веселиться на аттракционах - дети бегают по лужам, кружаться на каруселях, как буд-то бы и дождя нет и Солнце не спряталось...
Быстро пролетили 2 дня. Утром в Пятницу мы собрались и направились обратно в Турку. Расстояние от Тампере до Турку - 160 км, но на скандинавских дорогах такое расстояние не замечаешь, а просто проезжаешь его за пару часов...
За полтора часа до отправления парома мы подъехали к терминалу. Получили свои посадочные билеты и ключи и встали в хвост очереди автомобилей, ожидающих погрузку. Парома еще не было. Он причалил только за час до нашего отправления и тут же на него погрузилась команда уборщиков, а автомобили из чрева потянулись длинной вереницей. Особенно впечатляют автобусы, контейнеры и длиннющие грузовые фургоны. За час паром успели выгрузить, прибрать, почистить и почти полностью загрузить автомобилями. Назывался он "Изабелла" (Isabella). К слову сказать, названия у паров очень интересные, например, Хельсинки-Стокгольм курсируют "Синдерелла" и "Мирабелла" - огромные 13-палубные паромы. У Силия-Лайн на том маршруте "Симфония" и "Серенада". Между Турку и Стокгольмом ходят Изабелла и Аморелла у Викинг-лайн. "Европа" и "Фестиваль" у Силия-Лайн. Эти паромы поменьше - 10-11 палуб. Самые маленькие паромы курсируют между Вазой и Умеей. Итак, мы на него погрузились и пошли искать свою каюту. Сразу в каюту нас не пустили, образовался заторчик - видимо, где-то еще недостелили койки :-) Но ждали мы не долго - минут 15. И вот - закинув рюкзаки в приятную прохладу каюты, мы побежали на верхнюю палубу наблюдать отчаливание. "Изабелла" - это 10 палубный корабль, 11 палуба смотровая + вертолетная площадка. 3-ю и 4-ю палубы занимают автомобили, грузовики и автобусы. Ребенок наш был в восторге, конечно, такой гигант мы с ним обойти полностью не смогли - малыш к вечеру сморился и после ужина глаза у него стали слипаться. Ужинали мы на шведском столе, который назывался Viking Buffet.
Цены там такие - взрослым 21 евро, детям до 6 лет бесплатно. Обжиралово в полном смысле - и закусками, и горячими блюдами, и десертом. Из напитков вода, кола, вино красное, вино белое, кофе, чай, молоко. Пиво, вроде, тоже. Но пиво у нас собой было, поэтому на пароме я его не пробовал. Потом - перед сном, как водится, тур по палубам, в магазины, по всяким местам откуда доносится музыка.... Сморились окончательно, даже сил смотреть на безумную красоту архипелага в лучах заходящего солнца уже не было. ВсЁ - спать - подъем завтра в 6:30,  шведское время на час раньше...
Стокгольм... Сразу, с причала, из окна машины видна вся красота морского город,. к набережным причалить некуда. Катера и яхты, бриги и шхуны, исторические и новые. А главное, что все на плаву, все на ходу - можно поднять паруса и отправиться в плаванье на корабле построенном в начале 20-го века! Кстати, Викинг-терминал находится почти в центре Стокгольма, а Силия терминал на окраине - почти за городом :-) Поездка по Стокгольму на автомобиле в 7 утра - это сказка. Мы подумали, что неплохо было бы где-нибудь бросить машину на парковке в центре, а самим пойти погулять. Заехали в паркинг под каким-то большущим магазином, приткнули машину в пустющем с утра гараже, ребенок начал завтракать, а я пошел выяснять сколько стоит парковка. Парковочный автомат нашелся сразу. Принимал он и монеты, и банкноты, и кредитные карточки, но плата за парковку оказалась такой, что мы сразу поспешили из него выехать и поискать, что-нить более лояльное к туристам - в этом паркинге парковка стоила 50 Крон в час! 1 евро - это 9 Крон. Получалось, что парковка стоит более 5 евро в час! Блин, чтобы шлагбаум нас выпустил, пришлось оплатить 30 минут - 25 крон. Следующее место мы нашли около терминала Силия-Лайн, где был и бесплатный туалет :-) В центре стокгольма навалом туалетов, но они все платные - по 5 Крон (одной такой монетой), а таких монет у нас не было. Так как банкомат выдает только бумажные деньги, а попытки разменять 100 крон на монеты с утра в Стокгольме обречены на провал, ни у местного населения (в 8 утра), ни на заправке такого количества монет еще нет. Только потом, дойдя до станции метро, и объяснив девушке, что мне надо как-то прпарковать машину и хотелось бы сходить в туалет - она мне разменяла 100 крон на монеты. Причем, по 5 крон монет не было. В общем утро было полно неожиданностей. Дальше мы "повеселились" на парковке на набережной. Раз проехали в поиске места, два проехали. Вроде на парковочных автоматах написано, что стоимость парковки 12 крон в час - приемлемо. Накормили монетами автомать до вечера, а он нам билетик с какой-то ерундой выдал - время окнчания парковки совсем не то, которое мы ожидали оплатить. Вот вам, - учите шведский :-) Позднее, у местных шведов я выяснил - мы оплатили парковку, аж до понеделка, а на автомате написано, что платить надо "только в рабочие дни", есс-но написано по-шведски. Жена моя мне сказала, - на расстраивайся, считай, что съели...
Ладно, все ерунда. У меня было желание посмотреть на исторический корабль "Wasa" построенный для какого-то шведского короля в 17 веке. Когда его спустили на воду поплавал он не долго... - как-то раз, корабль отошел от причала, налетел неожиданный шквальный ветер, Wasa накренился так, что черпанул воды в открытые пушечные люки... "кильнулся" и потонул - одна из версий - не хватило баласта (всего 120 тонн огромных камней). уже в 20 веке его обнаружили военные водолазы и предприняли попытку его поднять. В конце-концов его подняли (в 1963 году) и сейчас он отреставрирован и установлен в павильоне, где ранее была военно-морская база (во время 2-й мировой войны войны). Корабль, конечно же красотища. выглядит потрясно. Не понятно как человек смог создать такое в 16 веке. Музей построен таким образом, что вы можете обойти весь корабль снизу доверху по кругу, с внешней, разумеется стороны. И параллельно ознакомиться с экспозицией, которая рассказывает как создавали этот корабль, как жили шведы в 16 веке. Какие морские сражения были и где они проходили.
Когда стоишь внизу около киля корабля и поднимаешь вверх голову, чтобы попытаться рассмотреть корпус, то поражаешься размерам, которые не охватить взглядом.  А если дойти до кормы и посмотреть на резъбу которой украшена эта часть корабля и попытаться проследить эти украшения вверх, то понимаешь, что это невозможно. Для этого вокруг корабля утроены галлереи. Они его окружают в 7 этажей, получается, что высота корпуса корабля метров 20. Кроме этого еще и мачты. В общем громада королевского флота. Жаль что ему так и не удалось походить по морям.
Выйдя их музея мы решили покататься на морских трамвайчиках, которые курсируют по акватории как маршрутки. 35 Крон на взрослого, ребенку бесплатно на один стоп (остановку) - остановкой считается сход пассажира на берег, а не причаливание. Таким образом мы прокатились почти по всей акватории и сошли на берег там где и хотели - в центре Стокгольма.
Время уже близилось к обеду. Днем малыш сморился, и мы отправились к машине - поспать. Пока сынуля спал, я решил побродить по Стокгольму, но вместо этого я взял в прокат каяк (110 крон за 1.5 часа) и отправился путешествовать по воде. Первое впечатление в каяке на открытой воде, где ходят корабли и катера - жутко - чувствуешь себя листиком, несущемся по воле волн и ветра, да еще и учитывая блузкую к нулю остойчивость каяка.... Ну.... Для меня это было в первый раз  :-) - опыт плавания в каяке. Но зато я заметил и огромный плюс - можно подходить близко (разумно близко) к диким лебедям, соблюдая дистанцию, чтобы успеть убежать от папаши-лебедя, если ему что-нибудь не понравится в вашем поведении. Можно подходить ко все остальным диким водоплавающим обитателям, не нарушая их покоя скрипом уключин, шумом мотора, всплеском весел.... Просто тихонечко скользите в их направлении и все... Вот вы и рядом с лебедями, утками и какими-то другими птицами. Фотографий с этого приключения нет - просто страшно было даже пытаться достать фотокамеру из герметичного отсека в корме - при проходящих мимо катерах и небольшом волнении от ветра волны были примерно как на порогах, приходилось думать о том, чтобы не перевернуться самому и, тем более, не промочить электронику.
Безумное количество самых разнообразных коров, с самой фантастической раскраской поразили нас своей неожиданной привлекательностью.
Я так и не смог найти причины, по которой эти коровы появились на улицах Стокгольма. Это и корова-глобалист, и корова-антивоенная, и корова-гринпис, и корова-желтая-подводная-лодка, и корова-лось, даже корова-астронавт! Если у вас есть ответ на вопрос - "Что же это значит?" то я буду рад получить на него ответ.
Наш малыш попробовал оседлать большингство из них, конечно тех, - до которых смог добраться.
В Санкт-Петербурге есть памятник фонарщику, в Стокгольме мы видели памятник диггеру.
Но подошел к концу день в Стокгольме. Мы не планировали задерживаться в Швеции - у нас уже были обратные билеты на вечерний паром в Турку - надо было  выбираться из центра и искать дорогу к Викинг-терминалу.
В Паром мы погрузились довольно быстро, чистая каюта приняла нас в свою прохладу. Мы кинули рюкзаки на койки и пошли скорее на верхнюю палубу посмотреть на отчаливание. На этот раз паром назывался "Аморелла" (Amorella). Путешествие на пароме летом, особенно в наших северных широтах - незабываемое зрелище. Величесвтенное, неспешное движение огромного корабля, который пробирается через фьёрд, местами лавируя между островками в лучах вечернего Солнца, которое освещает островки с разбросанными по ним домикам - потрясающее срелище.
На ужин нас поджидал сюрприз. Все места на шведском столе были забронированы - обломс... Мы решили не отчаиваться и отправились в ресторан. В ресторане нам предложили зарезервировать столик, сказав, что лишь через час можно будет войти. Наше чадо, которое ждало этого ужина и не поело днем просто  не глазах впало в уныние... Впрочем и мы тоже. Видимо, видя наши лица, девушка-администратор, быстро пробежав глазами список столиков и групп на которые они зарезервированы, окликнула нас на выходе и пригласила войти - оказалось, что одной из групп нет! О! Как это было приятно! В ресторане было гораздо тише чем на шведском столе, а еда, я думаю, была с той же кухни. Интерьер оформлен морском стиле. Цены не значительно отличались от цены за шведский стол. Так стол с закусками и десертом стоил 12 евро на взрослого (ребенку бесплатно), горячее стоило от 12 до 15 евро. детский стол стоил 6 евро. "Стол" - это как салат-бар в пицериях, с одним лишь исключением -  здесь нам предлагались не только салаты, но также и мясные и рыбные закуски и деликатесы. Кроме них есть десертный стол со всякими вкусностями и сладостями. В общем, горячее можно было после этого и не брать. Вместе с потрясающе вкусным вином ("из погреба кока "Амореллы") и соками, за ужин мы оставили 56 евро (платить можно было и в кронах и в евро). Вместе со счетом нам преподнесли апперитив - какой-то очень вкусный и крепкий напиток. Гостепреимство этого ресторана оставило у нас приятное впечатление.
Я никогда не просыпаюсь рано, но всегда люблю раннее утро, когда первые лучи Солнца нежно касаются макушек деревьев, а воздух свеж и прохладен. На пароме побудка начинатеся за час до прибытия - в нашем случае это было в 6:30. Конечно, первых лучей я не застал, да и нет на палубе деревьев, но все равно успел застать кусочек этого времени. Мы шли через архипелаг.
Думаю, что следующее путешествие надо будет совершить именно так - проехать по архипелагу все 200 км на чем получится. Самое необычное зрелище - это аккуратные домики, стоящие на скалах посреди моря. И ничто нетревожит эту тишину, даже паром подбирается к Турку на малом ходу.
Утром нас ожидало интересное зрелище, участниками которого мы стали. Началось с того, что хозяин одной из машин не нашелся (не проснулся или потерялся). Ну автомобильные палубы на пароме широкие - машины мы объехали. А на выезде с парома - на въезде в Турку все машины выстроились в две длиннющих очереди, которые все-таки двигались, хотя и медленно. А оказалось, что все машины с парома встречала финская полиция, которая очень оперативно и дружелюбно проверяла всех водителей на алкоголь - то есть предлагали каждому подышать в трубочку. для этого машины продвигались в два коридора между 6 полицейскими, у которых были алкоголь-тестеры и целые ленты упакованных одноразоых трубочек.
Хотя, я так понял - такой тест устраивается на каждом пароме, прибывающем из Швеции - когда мы ждали погрузки на пути в Стокгольм - мы тоже наблюдали некоторое замедление потока машин на выезде с парома.
Конечно, тяжеловато так кататься - туда и обратно между Турку и Стокгольмом и мы не стали сразу гнаться в Санкт-Петербург, а решили этот последний день отпуска посвятить отдыху. Доехали до Лахти, выбрали кемпинг потише на берегу озера. Поставили палатку, перекусили, взяли лодку и прошлись вокруг островов. Острова - это сильно сказано, на самом деле это небольшие кусочки суши посреди озера с растущими на них деревьями и приготовленными местами для пикников. В перешейке некоторые из них всего лишь 2-3 метра.
 
К сожалению, не хватило недели, чтобы закончить описание.
 
Осталось огромоное количество фотографий и приятных воспоминаний. В каком-то журнале я прочитал, что фотография - это способ сохранить для будущего частичку прошлого. Пусть тогда это прошлое сохранится в цифрах, где-то в неопределенном пространстве...

...продолжение следует...
  > на главную страницу (tuly.narod.ru) <

 

Хостинг от uCoz